Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи
ТРЕБОВАНИЯ и методические рекомендации
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Общие положения
I. Настоящие Требования и Методические рекомендации предназначены обеспечивать качество дополнительного образования на период, предшествующий утверждению и введению в действие государственных образовательных стандартов.
II. Выполнение данных Требований и Методических рекомендаций обязательно для образовательных программ государственных учреждений дополнительного образования детей. Для негосударственных учреждений дополнительного образования они выполняют функцию примерных.
III. Региональным и местным органам управления образованием рекомендуется использовать настоящие Требования и Методические рекомендации при аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей.
IV. Региональные органы управления Российской Федерации могут вводить дополнительные региональные Требования и Методические рекомендации к образовательным программам, учитывающие национально-культурные особенности воспитания, социально-экономическую и экологическую ситуацию в регионе.
V. В данных Требованиях и Методических рекомендациях образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Требования к образовательным программам для учреждений
дополнительного образования детей
1. Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
2. В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
3. Программы должны обеспечивать:
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;
- определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей адекватный современному уровню общественного развития;
- целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.
4. Цели программ должны быть направлены на:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
- коррекцию психофизического и умственного развития детей;
- профилактику асоциального поведения детей и подростков.
5. Содержание программ дополнительного образования должно базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов.
Содержание программ дополнительного образования должно соответствовать интересам, образовательным потребностям и учитывать уровень развития детей.
Содержание программ дополнительного образования должно включать:
- концептуальные основания образовательного процесса - ведущие идеи, цели и средства их достижения;
- планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;
- педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;
- организацию образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
- материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.
6. Программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки* и утомляемости детей за счет:
- обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
- организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
- использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.
7. Предусмотренные образовательными программами методы оценки результатов образовательного процесса должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональное благополучие и стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству.
8. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТ 6.38.90.
9. Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать настоящим требованиям не зависимо от их вида, уровня и профильной ориентации.
* Требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста, установленный Базисным учебным планом.
Проблема учебной нагрузки на ребенка частично может быть решена за счет смены основного вида деятельности в школе - учебы на другие. Однако вопрос нормативов нагрузки на детей в условиях дополнительного образования требует отдельного исследования специалистов по возрастной физиологии и психологии детского возраста.
Методические рекомендации по разработке образовательных программ и учебного плана учреждений дополнительного образования детей
По положению Ст. 9, п. 1 Закона "Об образовании" "образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности". Оно конкретизировано в пункте V настоящих Требований и Методических рекомендаций, где образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования раскрывает соответствующие параметры образовательного процесса на уровне учреждения в целом и определяет его стратегию.
Основания программы
В соответствии с Законом "Об образовании"* основанием для определения целей и задач образовательной программы учреждения выступает наличие образовательных потребностей в дополнительном образовании детей. Основанием для определения содержания образования, реализуемого программой является с одной стороны - содержание образовательных потребностей, с другой - потребности развития базовой практики (и ее субъектов), соответствующей образовательному профилю (профилям)** учреждения.
* Ст. 26, п.1: "Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
** Образовательный профиль - подлежащая освоению область жизни и духовно-практической деятельности человека.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования, таким образом, представляет собой проекцию содержания общественного заказа на условия конкретного учреждения дополнительного образования.
В тоже время, цели и образовательное содержание реализуемых в учреждении программ первичных объединений автономны и уникальны. Они вытекают не только и не столько из социально-экономического контекста образовательной деятельности, а из внутренней логики развития сферы образования, новых педагогических ценностей, теории, технологий и способны достаточно эффективно решать задачи развития детей.
Сочетать интересы наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и создания условий развития уникальных характеристик педагогической практики дополнительного образования - главное назначение образовательной программы учреждения.
Объекты программирования на уровне учреждении
дополнительного образования
Первый объект - содержание дополнительного образования, адекватное сложившейся и прогнозируемой образовательной ситуации данного учреждения. Оно действительно возможно при условии организации образовательного процесса, охватывающего все звенья образовательной цепочки в масштабах учреждения. Следовательно, второй главный объект -образовательный процесс, осуществляемый на уровне учреждения в целом.
В процессе создания программы оба объекты должны быть зафиксированы как:
- исходное представление о состоянии объекта;
- необходимый результат образовательной деятельности учреждения.
- промежуточные состояния на определенных этапах реализации программы.
Последовательность процедур разработки программы
1. Анализ образовательной ситуации.
1.1. Выявление образовательных потребностей.
1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности.
1.3. Определение перспектив развития содержания образования.
2. Разработка целей и задач образовательной программы.
3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения.
4. Разработка путей и условий достижения конечного результата.
4.1. Учет ресурсов.
4.2. Планирование программы.
4.3. Содержание программы по этапам.
5. Контроль и коррекция программы.
6. Оформление программы.
1. Анализ образовательной ситуации
Образовательная ситуация характеризуется соотношением общественной потребности в образовательной деятельности учреждения с возможностями учреждения осуществлять такую деятельность.
1.1. Выявление образовательных потребностей
Носителями потребностей в дополнительном образовании являются разные категории субъектов - частные (дети и родители) и коллективные (социальные группы и институты). Потребности частных субъектов обнаруживаются как "образовательные запросы и потребности", коллективных - как "социальный заказ" на дополнительное образование. Для их анализа могут быть рекомендованы следующие уровни:
1. Образовательные запросы и детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном учреждении. Данные могут быть получены методом опроса учащихся (их родителей) и преподавателей учреждений дополнительного образования, школ, детских учреждений "по месту жительства" и др., расположенных на территории, обслуживаемой данным учреждением.
2. Местные (муниципальные) потребности исходит от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия учреждения дополнительного образования. Для выявления местного заказа могут привлекаться данные органов управления образованием и социальной сферой, учебных заведений, служб занятости, центров социальной и психологической помощи, детских комнат милиции и т.п.
3. Содержание регионального заказа определяется региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, конкретными программами развития региона, потребностями развития научной, производственной и др. сфер.
4. На федеральном уровне в качестве заказа на дополнительное образование выступают законодательные и подзаконные акты и программы развития институтов детства, политика в области семьи, детей, молодежи, образования.
1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности
К образовательной программе учреждения имеет отношение только те образовательные потребности, которые связаны с образовательной направленностью (одним или несколькими профилями) учреждения (искусство, наука, техника, досуг, спорт и др.).
Преподаватель, составляя свою образовательную (учебную) программу использует собственный опыт и собственные представления о том, какое тематическое содержание актуально на сегодняшний день. На уровне учреждения это представление не может быть основано только на субъективном опыте педагогов. Требуется объективный анализ тенденций развития базовой практики.
Анализ должен показывать уровень развития базовой области деятельности в отечественном и мировом контексте, ее новейшие достижения. Рекомендуется привлекать макроуровневые показатели, характеризующие данную практику как область профессиональной деятельности и включающие данные о конъюнктуре рынка труда, динамике трудовых ресурсов, формирование престижных профессий, направлениях исследований и т.п. в ближайшей и более отдаленной перспективе.
1.3. Определение перспектив развития содержания образования
Анализ перспектив развития базовой области деятельности позволяет выявить актуальные аспекты содержания образования и сравнить их с данными анализа потребностей. В результате складывается представление о перспективах развития содержания образования, обусловленных актуальным и потенциальным спросом в конкретных социокультурных условиях данного учреждения.
2. Разработка целей и задач образовательной программы
Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.
3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения
Следующий шаг - создание модели, нового образа образовательной деятельности учреждения, удовлетворяющего поставленной цели. Строится подробная картина будущего содержания образования, детальная композиция образовательного процесса.
На этом этапе определяются содержательные, структурные и качественные характеристики образовательных программ и образовательного процесса, внутренние требования к программам, методикам, организации образовательного процесса, устанавливаются педагогические и дидактические принципы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, общественности и др.).
В конструирование нового замысла учреждения должен быть включен весь творческий потенциал педагогического коллектива. Рекомендуется шире привлекать, критически переосмысливать традиционный и инновационный отечественный и зарубежный опыт дополнительного и других видов образования, теоретические и научно-методические идеи и разработки.
4. Разработка путей и условий достижения конечного результата
За построением идеального представления о том, как должно быть, следует возврат к реальному объекту - действующим программам и организации образовательного процесса. Они являются наличным потенциалом, который должен получить развитие. Процесс развития, преобразования реально существующей образовательной практики учреждения в заданное состояние уточняется с точек зрения
· содержания,
· обеспечения ресурсами,
· последовательности отдельных шагов.
и представляет собой основную часть нормативного материала программы.
4.1. Учет ресурсов
При разработке программы имеют значение две категории ресурсов - уже имеющиеся и те, которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы - это наличный потенциал учреждения (образовательные программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров, методическое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи учреждения и т.п.). Вторая группа - ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в процессе разработки перспективной модели образовательной деятельности учреждения.
Это могут быть новые направления деятельности, новые образовательные программы, интегрированные и комплексные на базе уже действующих программ, новые формы организации работы с детьми, нетрадиционные формы первичных объединений, их взаимодействия и сотрудничества с субъектами социума, элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации кадров и т.п.
4.2. Планирование программы
Достижение конечного результата программы происходит поэтапно. Этапы соответствуют отдельным шагам в достижении цели и имеют последовательность и сроки. План отражает это постепенное, поэтапное движение к цели и является основанием для контроля и коррекции программы.
Для удобства планирования рекомендуется разделить собственно образовательный, и вспомогательные процессы, которые могут быть предусмотрены программой, например, связанные с методическим, информационным, кадровым обеспечением образовательного процесса. При наличии вспомогательных, для основного - образовательного процесса целесообразно разрабатывать отдельный "образовательный план".
4.3. Содержание программной деятельности
На каждом запланированном этапе происходит постепенное создание и включение необходимых ресурсов. Детализация этого процесса по этапам составляет основное содержание программируемой деятельности, подлежащей контролю и, в случае необходимости, корректировке.
5. Контроль и коррекция программы
Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.
6. Оформление программы
Образовательная программы учреждения оформляется в виде текстового документа и утверждается руководителем учреждения, после чего она становится внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательна к исполнению.
Текст программы должен содержать не менее четырех основных частей - обоснование, цели и задачи, основная часть, образовательный план учреждения.
В первой части приводятся результаты разработки программы по пункту 1 настоящих рекомендаций, т.е. результаты анализа образовательной ситуации. Основная часть содержит результаты работы по пунктам 3-4. Образовательный план учреждения является частью программы, имеющей самостоятельное значение. Методические рекомендации по разработке учебных планов учреждений дополнительного образования детей
Учебный план является частью образовательной программы учреждения, регламентирующей организацию образовательного процесса.
Учебный план, следовательно, должен соответствовать организационной логике образовательной программы учреждения - раскрывать последовательность, этапность ее осуществления в соответствии с установленными программой сроками, а также организационную структуру освоения содержания образовательной программы.
Основу организационной структуры образовательной программы, отражающей особенности организации образовательного процесса на уровне учреждения, составляют формы организации первичных и других объединений (кружков, студий, групп, ансамблей, клубов, школ, театров, музеев, общественных объединений детей и др.), соответствующие поставленным образовательным целям.
На уровне организации образовательной деятельности ребенка и педагога основными структурными элементами образовательного процесса являются виды занятий (групповые и индивидуальные занятия, уроки, лекции, семинары, репетиции, творческие вечера, концерты, слеты, экспедиции, конкурсы, и т.д.) включенные как в образовательные программы отдельных объединений, так и учреждения в целом.
Учебный план учреждения, таким образом, показывает в каких формах реализуется содержание образовательной программы.
Для представления указанных организационных характеристик образовательной программы рекомендуется следующая структура учебного плана учреждения дополнительного образования детей:
Образовательные программы (ОП) | Разделы ОП* | Формы организации образовательного процесса | 20... г. | ||
Кол-во часов по видам занятий | |||||
Виды | занятий | ..... | |||
* Для комплексных, модульных и интегрированных программ.
1. В разделе "образовательные программы" в удобной для прочтения последовательности должны быть перечислены все действующие и запланированные в учреждении на предусмотренные Планом сроки образовательные программы, входящие составными элементами в образовательную программу учреждения, включая образовательные программы объединений, реализуемые учреждением региональные, федеральные и международные программы дополнительного образования.
2. Раздел "формы организации образовательного процесса" раскрывает организационную специфику объединений, их участие и взаимодействие в реализации образовательных программ.
3. Раздел "количество часов по видам занятий" содержит перечень всех предусмотренных программами видов занятий и мероприятий, отводимое на каждый из видов в течение календарного года.
4. Таблица "виды занятий" составляется исходя из специфики конкретного учреждения. В целях наглядности и/или отражения последовательности и других особенностей образовательного процесса виды занятий могут быть объединены в группы по различным признакам. Например: групповые и индивидуальные занятия, совместные мероприятия и т. п.; основные и итоговые; учебные и практические; и т.д.
5. В зависимости от длительности срока образовательной программы учреждения, образовательный план может быть рассчитан на несколько лет с разбивкой на периоды соответствующие календарному году. Эти данные отражаются в графе "календарный год". При составлении годовой образовательной программы эта графа исключается.
6. Итоговое количество часов определяется по каждому объединению в разделе "количество часов в году".
http://omczo.org/publ/168-1-0-366